В установленной сфере деятельности ФЭУ в течение отчетного периода осуществляло полномочия по следующим основным направлениям:
1. Составление проекта бюджета Советского района;
2. Организация исполнения бюджета Советского района;
3. Организация межбюджетных отношений;
4. Управление муниципальным долгом Советского района;
5. Осуществление муниципального финансового контроля;
6. Осуществление руководства организации муниципальных финансов;
7. Нормативное правовое регулирование бюджетных отношений;
8. Мониторинг цен и изучение ценовой ситуации на территории Советского района;
9. Контроль за соблюдением применения цен, утвержденных администрацией Советского района;
10. Расчет цен и подготовка проектов постановлений для муниципальных учреждений Советского района.
Деятельность ФЭУ была направлена на реализацию задач бюджетной политики, ориентированной на рациональное использование имеющихся ресурсов, а именно:
- обеспечение эффективного управления общественными финансами всеми участниками бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджета, управления финансовыми ресурсами;
- содействие наращиванию налогового потенциала с целью увеличения собственных доходов;
- содействие в проведении мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов;
- контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, в свете требований бюджетного законодательства;
- содействие в проведении мероприятий по сокращению муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Бюджет Советского района на 2018 год утверждён решением Думы Советского района от 20.12.2017 № 134:
- по доходам в сумме 3 796 410,6 тыс. руб.
- по расходам в сумме 3 845 410,6 тыс. руб.
- с дефицитом (профицитом) в сумме 49 000,0 тыс.руб.
В течение 2018 года принято одиннадцать решений Думы Советского района о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете Советского района в связи с уточнением сумм переходящих остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета на 01.01.2018 года, объемов собственных доходов и межбюджетных трансфертов, дополнительно поступивших в ходе исполнения бюджета Советского района, привлечения бюджетного кредита из бюджета автономного округа для частичного покрытия дефицита местного бюджета.
Вместе с тем, по состоянию на 30.12.2018 года по основаниям, установленным статьями 217 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 решения Думы Советского района от 20.12.2017 № 134, разрешающим вносить изменения в параметры бюджета Советского района без внесения изменений в решение о бюджете, ФЭУ произведены корректировки основных характеристик бюджета Советского района.
Таким образом, уточнённые параметры бюджета Советского района на 2018 год составили:
- по доходам в сумме 4 712 826,8 тыс. руб.
- по расходам в сумме 4 903 230,6 тыс. руб.
- с дефицитом в сумме 190 403,8 тыс. руб.
Отчёт об исполнении бюджета Советского района за 2018 год подготовлен в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Советском районе, утверждённым решением Думы Советского района от 29.02.2012 № 121.
За 2018 год бюджет Советского района характеризуется следующими показателями:
- доходы бюджета Советского района исполнены в сумме 4 671 193,5 тыс. руб. или 99,1% от уточненного плана на год;
- расходы бюджета Советского района исполнены в сумме 4 840 367,2 тыс. руб. или 98,7% от уточненного плана на год;
- дефицит бюджета составил сумму 169 173,7 тыс. руб. или 88,8% от уточненного плана на год;
За 2018 год отмечено увеличение бюджета Советского района от факта 2017 года по доходам на 13,7%, по расходам на 19,5% в связи с увеличением объемов субсидий на реализацию полномочий в области строительства, градостроительной деятельности, выделения из резервного фонда Правительства ХМАО - Югры денежных средств на предоставление АО «Генерация» субсидии в целях возмещения (обеспечения) затрат на аренду объектов коммунального хозяйства.
Наибольший удельный вес в общей сумме доходов бюджета Советского района за отчетный период, по-прежнему, составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 83,7%. На долю налоговых доходов приходится 10,6% и 5,1% приходится на неналоговые доходы. Прочие безвозмездные поступления составляют 0,6%.
Расходы бюджета Советского района на реализацию муниципальных программ составили 4 674 437,6 тыс. руб. или 96,6%, расходы на непрограммную деятельность составили 165 929,6 тыс. руб. или 3,4%.
В разрезе отраслевых направлений, в рамках муниципальных программ, расходы составили:
- на социально-культурную сферу в сумме 2 587 793,0 тыс. руб. или 55,4%;
- на жилищно-коммунальное хозяйство в сумме 1 136 888,8 тыс. руб. или 24,3%;
- на развитие отраслей экономики в сумме 156 429,2 тыс. руб. или 3,4%;
- на межбюджетное регулирование в сумме 347 392,8 тыс. руб. или 7,4;
- на иные направления в сумме 445 933,8 тыс. руб. или 9,5%.
Превышение расходов над доходами бюджета (дефицит) сложилось в результате привлечения бюджетного кредита из бюджета ХМАО-Югры для возмещения затрат на погашение задолженности перед юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере жилищного строительства на территории Советского района, за выполненные работы (оказанные услуги).
Муниципальный долг Советского района на 01.01.2019 года составил 404 824,2 тыс. руб.
В структуру муниципального долга входят:
- кредиты от кредитных организаций в сумме 150 000,0 тыс. руб.;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме 200 000,0 тыс.руб.;
- муниципальные гарантии Советского района в сумме 54 824,2 тыс. руб.
Объем муниципального долга не превышает предельный объем, установленный пунктом 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В рамках внутреннего муниципального контроля, руководствуясь решением Думы Советского района от 21.12.2012 № 196 «Об осуществлении мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджетов поселений, входящих в состав Советского района», ФЭУ подготовило заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проектов бюджетов поселений, входящих в состав Советского района, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, внесенных в представительные органы городских и сельского поселений. По результатам проверок ФЭУ предложило всем поселениям привести проекты решений о бюджетах городских и сельского поселений в соответствие с обозначенными замечаниями.
В целях соблюдения требований бюджетного законодательства, финансовой дисциплины, эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, правильного ведения бюджетного и бухгалтерского учета и составления отчетности осуществлялся регулярный контроль за планированием, расходованием средств учреждений, за остатками денежных средств на лицевых счетах, за законностью, правильностью и своевременностью оформления всех документов на различных этапах прохождения обработки каждого документа, а, также, осуществлялся контроль за исполнением принятых бюджетных обязательств.
Обеспечено эффективное расходование бюджетных средств, включая оптимизацию действующих расходных обязательств местных бюджетов и недопущение необоснованного увеличения количества принимаемых расходных обязательств.
Информационная структура управления финансами района состоит из автоматизированной системы процесса формирования, исполнения и анализа бюджета района, баз данных комплексного бухгалтерского учёта подведомственных учреждений, а, также автоматизации процессов электронного взаимодействия всех участников бюджетного процесса - ФЭУ, Управление федерального казначейства, Центробанка и бюджетных учреждений – между собой.
Перечень программных продуктов, реализующих задачи автоматизации:
АС «Бюджет» - программа по формированию и казначейскому исполнению;
АС «УРМ»» - удалённое рабочее место АС «Бюджет» для связи с главными распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств;
ПП «Парус – бюджет» - программа бухгалтерского учёта в бюджетных организациях района;
ПП «Парус 8» - программа комплексного бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии муниципального автономного учреждения «Сфера»;
программа «Скиф БП» - сводная отчётность финансового органа;
ПП «Парус – своды Online» - программа сводной отчётности для главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств;
АРМ «КБР» - почтовая программа финансового органа – расчетно-кассового центра;
АРМ «СУФД» и «Континент» - почтовые программы финансового органа – отделения федерального казначейства и Управления федерального казначейства с защищённым каналом связи.
В течение 2018 года отделом информационного обеспечения ФЭУ проделана следующая работа:
Ø обеспечена бесперебойная работа серверного оборудования и программного обеспечения ФЭУ;
Ø выполнены все работы по своевременному обновлению программных средств для приведения в соответствие функционала и отчётных форм изменениям бюджетного и финансового учёта и отчётности в ФЭУ и подведомственных учреждениях;
Ø продолжена работа по переводу бухгалтерского учета бюджетных учреждений Советского района на новый программный продукт "Парус 10-Торнадо", который предназначен для решения задач бухгалтерского, складского, кадрового учета и других учетных задач в бюджетных учреждениях различного уровня;
Ø начали работу по переводу «Сводной отчетности» в WEB «Консолидация»;
Ø обеспечили внедрение и контроль за исполнением ГИС «ГМП»;
Ø подготовлены и размещены на сайте администрации Советского района графические и видео материалы для публичных слушаний по бюджету и брошюры за 2017 г. и 2018 г. в рамках проекта "Доступный бюджет для граждан".
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочий по установлению цен и тарифов на услуги и товары муниципальных учреждений согласно решению Думы Советского района от 31.10.2007 г. №172 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Советского района» (с изменениями), постановления главы Советского района от 26.04.2011 г. №1184/НПА «О Порядке определения платы за оказание услуг муниципальными учреждениями Советского района для граждан и юридических лиц» (с изменениями), закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.11.2013 г. № 118-оз «О возмещении недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сжиженного газа по розничным ценам, и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сжиженного газа по розничным ценам», постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 г. №423-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», отдел цен и тарифов осуществляет регулирование цен (тарифов, стоимости и т.п.) на продукцию, товары, услуги муниципальных учреждений и организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также осуществляет функции уполномоченного органа по проверке документов, заключению договора и подготовке проектов постановлений на предоставление субсидий по возмещению недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию населению Советского района сжиженного газа по розничным ценам, проводит наблюдение за ценами на социально-значимые продукты питания и розничными ценами на горюче-смазочные материалы, реализуемые на территории Советского района.
В 2018 году проведены следующие работы:
В качестве уполномоченного органа отделом цен и тарифов подготовлено 6 проектов постановлений о заключении договора и субсидировании предприятия по поставке сжиженного газа населению Советского района - АО «Сжиженный газ Север», на общую сумму 8 835,8 тыс. рублей.
Отделом цен и тарифов отслеживались объемы поставок сжиженного углеводородного газа населению района и рассчитывались объемы субсидий недополученных доходов предприятию АО «Сжиженный газ Север». В соответствии с «Порядком реализации мероприятия 4.2. «Предоставление субвенций на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию населению сжиженного газа», утвержденном постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 г. №423-п (с изменениями), в Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса предоставлялись отчетные сведения о фактическом потреблении населением Советского района сжиженного углеводородного газа и объемах финансирования поставщика услуг.
Согласно поступившим запросам от организаций и учреждений была предоставлена информация о стоимости молока и сока на территории Советского района, для расчета компенсационной выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
С целью мониторинга цен на основные продовольственные товары проводились еженедельные мероприятия по наблюдению и сбору информации о розничных и закупочных ценах на основные социально-значимые продукты питания по установленному перечню торговых предприятий Советского района. Данные еженедельных мониторингов направлялись в Управление мониторинга Бюджетного учреждения «Региональный аналитический центр» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Ежеквартально, в соответствии с письмом первого заместителя Губернатора ХМАО - Югры от 06.02.2013 г. №АК-1810 предоставлялась информация в Департамент экономического развития ХМАО – Югры о планируемых к проведению ярмарках на территории Советского района с целью проведения мероприятий по сдерживанию необоснованного роста цен на социально-значимые продовольственные товары.
На протяжении 2018 года ежедневно (в рабочие дни), в разрезе предприятий, реализующих топливо автомобильное, проводился сбор информации о розничных ценах на автомобильное топливо. Информация ежедневно передавалась в Управление мониторинга Бюджетного учреждения «Региональный аналитический центр» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. На основании полученных данных, ежемесячно, ежеквартально и за год, рассчитывался индекс цен. Ежеквартально и за год составлялся анализ динамики розничных цен на горюче-смазочные материалы по видам автомобильного топлива и пояснительная записка. На горячую линию отдела цен и тарифов – организованную в сети Интернет на сайте администрации Советского района по вопросу необоснованного роста розничных цен на нефтепродукты – жалоб и запросов не поступало.
На основании экспресс - информации, предоставленной Управлением мониторинга Бюджетного учреждения «Региональный аналитический центр» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ежемесячно, ежеквартально и за год производился расчет индекса цен на основные социально – значимые продукты питания и топливо автомобильное. Информация по динамике цен и ее анализ ежеквартально и за год, предоставлялись в управление экономического развития и инвестиций администрации Советского района.
Отделом цен и тарифов совместно с отделом по развитию предпринимательства и потребительского рынка управления экономического развития и инвестиций администрации Советского района, проведено наблюдение розничных цен и порядок ценообразования на основные социально-значимые продовольственные товары по 25 наименованиям с выездом в городское поселение Таежный. Было проведено наблюдение в 2 торговых предприятиях г.п.Таежный. В ходе наблюдения определялись торговые надбавки, проверялось оформление ценников, одновременно, руководителям торговых организаций давались рекомендации по формированию розничных цен в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 16.10.2007 г №250-п «Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров» (с изменениями).
В 2018 году специалистами отдела проверены предоставленные документы и расчеты, для утверждения перечня и цен на платные дополнительные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями Советского района. Подготовлены заключения и проекты 147 постановлений о платных услугах, оказываемых муниципальными учреждениями Советского района.
Ежемесячно, ежеквартально, и за год в Региональную службу по тарифам ХМАО-Югры предоставлялись отчеты о ценообразующих факторах в строительстве, ежеквартально «Мониторинг и анализ информации об источниках получения материалов, способах и расстояниях их доставки на строительные площадки (территории строительства) в форме шаблонов с передачей отчетности по системе ЕИАС.
Согласно запросу Департамента строительства ХМАО-Югры, проводился ежемесячный мониторинг цен и потребности в основных строительных материалах, используемых при строительстве объектов на территории Советского района. Данные о стоимости и потребности в 16 наименованиях основных строительных материалов по организациям, осуществляющим строительство на территории Советского района передавались в Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Югорский институт развития строительного комплекса».
Ежемесячно, по системе ЕИАС передавалась информация о стоимости проезда в общественном транспорте и стоимости технического осмотра транспортных средств на территории Советского района.
Согласно запросу Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры для пересмотра предельных максимальных розничных цен на дрова топливные на территории Советского района, были составлены письменные запросы и направлены руководителям администраций поселений, руководителям предприятий лесопромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, занимающимся заготовкой дров топливных на территории Советского района. Данные, полученные от администраций поселений, предприятий, индивидуальных предпринимателей и информация о стоимости дров, размещенная в средствах массовой информации была направлена в Региональную службу по тарифам ХМАО – Югры.
С целью формирования бюджета Советского района на 2019 год, отделом цен и тарифов рассчитаны прогнозные объемы необходимых финансовых средств для организаций бюджетной сферы на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с решением единственного акционера АО «Генерация» администрации Советского района №32 от 19.11.2018, п. 16.5 Устава АО «Генерация» сотрудниками отдела цен и тарифов проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности АО «Генерация» за период 10 месяцев 2018 года. По результатам проверки составлен акт и передан единственному акционеру АО «Генерация» - администрации Советского района.
На протяжении всего года давались разъяснения, оказывалась помощь предприятиям, организациям, гражданам по вопросам действующего законодательства о ценообразовании в части порядка формирования, утверждения и применения цен и тарифов.
В целях выработки мер по выявлению дополнительных резервов и увеличению налоговых и неналоговых поступлений, снижения недоимки по платежам в бюджет Советского района отдел финансового анализа, мобилизации и мониторинга ФЭУ принимало активное участие в разработке и утверждении плана мероприятий по мобилизации дополнительных доходов на 2018 год, в деятельности комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Советского района, в том числе по мероприятиям:
- рассмотрение на заседаниях комиссии вопросов задолженности по уплате налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога;
- погашение задолженности, недоимки предприятиями и организациями Советского района;
- выявление граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Советского района без регистрации в налоговом органе;
- проведение работ по выявлению объектов недвижимости, по которым налоговая база по налогу на имущество организаций будет определяться на основании кадастровой стоимости;
- организация информационного взаимодействия, направленного на привлечение физических лиц к декларированию доходов (от сдачи в аренду помещений, репетиторской деятельности, продажи недвижимости, земельных участков и др.).
На постоянной основе ведется контроль по своевременному погашению платежей по доходам от арендной платы за земельные участки и от использования имущества, находящегося в собственности муниципального района.
В целях укрепления финансовой дисциплины, своевременности проведения расчетов учреждениями Советского района с физическими и юридическими лицами по принятым обязательствам разработан и утвержден порядок проведения мониторинга дебиторской и кредиторской задолженности.
В целях повышения эффективности расходования средств бюджета Советского района и бюджетов поселений, входящих в состав Советского района, ФЭУ разработан и утвержден план по оптимизации расходов бюджета Советского района на 2018 год.
В рамках реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных расходов и укреплению доходной базы бюджета Советского района ежегодно проводится мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета Советского района. Мониторинг и оценка позволяет:
- проводить на основании утвержденного перечня показателей мониторинга сравнительную характеристику качества планирования и исполнения бюджета главных распорядителей бюджетных средств в части ведения бюджетного учета и отчетности;
- выявлять и предотвращать финансовые нарушения;
- оценивать качество правовых актов главных распорядителей бюджетных средств.
С целью организации эффективной работы по укреплению доходной базы бюджета Советского района в 2018 году отделом финансового анализа, мобилизации и мониторинга ФЭУ проводятся следующие мероприятия:
- мониторинг муниципальных заданий, предоставленных учреждениям Советского района;
- подготовка информации о состоянии дорожного фонда Советского района;
- мониторинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью установления факта ведения предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, сроков функционирования на рынке и других параметров;
- мониторинг налоговых ставок по местным налогам, установленных органами местного самоуправления в Советском районе;
- оказание методической помощи учреждениям, поселениям, главным администраторам доходов бюджета Советского района по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
С целью выявления путей по расширению сферы оказания дополнительных платных услуг ФЭУ ежеквартально проводил анализ доходов от оказания платных услуг муниципальными учреждениями бюджетной сферы.
В 2018 году в муниципальных учреждениях Советского района были введены 36 новых платные услуги:
1. в сфере образования - 3;
2. в сфере физической культуры - 13;
3. в сфере культуры - 19;
4. в сфере инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства - 1.
Сумма доходов от введения новых услуг составила 6 117,1 тыс. руб. Всего по платным услугам количество потребителей за 2018 в сравнении с 2017 годом увеличилось на 2 790 потребителей, что отразилось на увеличении доходов. Всего от платных услуг в 2018 году поступило доходов на 7 602,2 тыс. руб. больше, чем в 2017 году.
Кроме того, ежеквартально ФЭУ проводил мониторинг по земельным участкам, оформленным в аренду или в собственность. В результате проведенного мониторинга на 01.01.2019 года по сравнению с началом 2018 количество земельных участков уменьшилось на 260, в связи со снятием с учета участков, в том числе:
- расторгнуто договоров аренды на 561 земельный участок, в связи с межевание, переездом граждан в многоквартирные дома, с смертью;
- оформленных в собственность 269 земельных участка.
ФЭУ ежеквартально проводился мониторинг размещения в срок информации (отчетов) об муниципальных учреждениях Советского района на официальном сайте Российской Федерации www.bus.gov.ru.
С целью привлечения большего количества граждан к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета Советского района и его исполнения в течение 2018 года на официальном сайте Советского района в разделе «Бюджет» публиковались материалы по проектам решений Думы Советского района о бюджете Советского района и другая информация в общедоступном формате.
И.о. начальника финансово-экономического управления
администрации Советского района И.Ф. Сафонова