Финансово-экономическое управление администрации Советского района (далее ФЭУ) является органом администрации Советского района.
В 2014 году деятельность ФЭУ была направлена на реализацию задач бюджетной политики, ориентированной на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение результативности и эффективности бюджетных расходов Советского района.
Бюджетная и налоговая политика проводилась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета.
В установленной сфере деятельности ФЭУ в течение отчетного периода осуществляло полномочия по следующим основным направлениям:
1. Составление проекта бюджета Советского района.
2. Организация исполнения бюджета Советского района.
3. Организация межбюджетных отношений.
4. Управление муниципальным долгом Советского района.
5. Осуществление муниципального финансового контроля.
6. Осуществление руководства организации муниципальных финансов.
7. Нормативное правовое регулирование бюджетных отношений.
8. Мониторинг цен и изучение ценовой ситуации на территории Советского района.
9. Контроль за соблюдением применения цен, утвержденных администрацией Советского района.
10. Расчет цен и подготовка проектов постановлений для муниципальных учреждений Советского района.
Основными задачами, определенными ФЭУ, на 2014 год и последующие периоды являются:
- обеспечение эффективного управления общественными финансами всеми участниками бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджета, управления финансовыми ресурсами;
- содействие наращиванию налогового потенциала с целью увеличения собственных доходов;
- содействие в проведении мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов;
- контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, в свете требований бюджетного законодательства;
- содействие в проведении мероприятий по сокращению муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Бюджет Советского района на 2014 год утверждён решением Думы Советского района от 22.12.2013 № 273:
по доходам в сумме 3 594 293 335 рублей 00 копеек
по расходам в сумме 3 624 097 335 рублей 00 копеек
с дефицитом в сумме 29 804 000 рублей 00 копеек.
В течение 2014 года принято семь решений Думы Советского района о внесении изменений и дополнений в данное решение о бюджете. Основные параметры бюджета Советского района на 2014 год, утверждённые решением Думы Советского района от 25.12.2014 года № 355 составили:
по доходам в сумме 5 395 810 785 рублей 02 копейки
по расходам в сумме 5 446 272 391 рубль 21 копейка
с дефицитом в сумме 50 461 606 рублей 19 копеек.
Вместе с тем, по состоянию на 31.12.2014 по основаниям, установленным статьями 217 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 решения Думы Советского района от 22.12.2013 № 273, разрешающими вносить изменения в параметры бюджета Советского района без внесения изменений в решение о бюджете, были произведены корректировки основных характеристик бюджета Советского района.
В результате, уточнённые параметры бюджета Советского района на 31 декабря 2014 года составили:
по доходам в сумме 5 507 805 931 рублей 02 копейки
по расходам в сумме 5 558 267 537 рублей 21 копейка
с дефицитом в сумме 50 461 606 рублей 19 копеек.
Отчёт об исполнении бюджета Советского района за 2014 год подготовлен в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Советском районе, утверждённым решением Думы Советского района от 29.02.2012 № 121.
За 2014 год бюджет Советского района характеризуется следующими показателями:
Доходы исполнены в сумме 5 445 046 177 рублей 09 копеек или 100,91% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 98,86% от плана, уточнённого на 31 декабря 2014 года.
Поступление доходов в бюджет Советского района за 2014 год значительно снизилось по сравнению с фактом 2013 года, в связи и изменениями, внесенными в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Так, уровень доходов бюджета Советского района за 2014 год ниже уровня 2013 года на 14,12%.
Наибольший удельный вес в общей сумме доходов бюджета Советского района за 2014 год, по-прежнему, составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 86,98%. На долю налоговых доходов приходится 9,04% и 4,01% на неналоговые доходы. Прочие безвозмездные поступления составляет 0,23%.
Расходы исполнены в сумме 5 469 963 902 рубля 38 копеек или 100,44% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 98,41% от плана, уточнённого на 31 декабря 2014 года.
К факту предыдущего года объем расходов бюджета Советского района уменьшился в 1,2 раза, или на 1 298,8 млн. рублей, из них:
- на охрану окружающей среды (строительство полигона) – 378 млн. руб.;
- на социальную сферу – 281,4 млн.руб.;
В целом социально-направленные расходы за 2014 год составили 59,6 % от общих расходов бюджета.
Дефицит бюджета составил 24 917 725 рублей 29 копеек за счет целевого финансирования из бюджета автономного округа.
Межбюджетные трансферты бюджетам поселений, входящих с состав Советского района, исполнены, в сумме 708 587 045 рублей 59 копеек или 95,32 % от плана, утверждённого решением о бюджете, и 95,18% от плана, уточнённого на 31 декабря 2014 года.
Дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений исполнены в сумме 234 083 438 рублей 23 копейки или 100,00% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 100,00% от плана, уточнённого на 31 декабря 2014 года.
Субвенции бюджетам поселений, входящих с состав Советского района, исполнены в сумме 3 326 371 рубль 60 копеек или 91,13% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 91,13% от плана, уточнённого на 31 декабря 2014 года.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений, входящих с состав Советского района, исполнены в сумме 471 177 235 рублей 76 копеек или 93,18% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 92,99% от плана, уточнённого на 31 декабря 2014 года.
Муниципальный долг Советского района на 01.01.2015 года составил 384 130 680 рублей 69 копеек, в том числе начисленные проценты в сумме 1 019 380 рублей 69 копеек.
Долговые обязательства Советского района в 2014 году существовали в виде обязательств:
- кредита кредитной организации в сумме 150 000 000 рублей 00 копеек, привлеченного в ОАО «Ханты-Мансийский банк» для частичного покрытия дефицита бюджета Советского района, со сроком исполнения 31.12.2015 года;
- бюджетного кредита в сумме 90 365 000 рублей 00 копеек (остаток долгового обязательства на 01.01.2014 года) привлеченного в 2013 году из бюджета автономного округа для частичного покрытия дефицита бюджета Советского района, со сроком исполнения 30.11.2014 года
- бюджетного кредита в сумме 35 000 000 рублей 00 копеек, привлеченного из бюджета автономного округа для частичного покрытия дефицита бюджета Советского района, со сроком исполнения 30.11.2015 года;
- муниципальных гарантий в сумме 198 111 300 рублей 00 копеек.
Объём муниципального долга не превышает предельный объем, установленный пунктом 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетные кредиты из бюджета Советского района в 2014 году не предоставлялись.
В рамках внутреннего муниципального контроля, руководствуясь решением Думы Советского района от 21.12.2012 № 196 «Об осуществлении мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджетов поселений, входящих в состав Советского района», ФЭУ подготовило заключения о соответствии проектов бюджетов поселений, входящих в состав Советского района, на очередной финансовый год и на плановый период, внесенных в представительный орган городских и сельского поселений, требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. По результатам проверок ФЭУ предложило всем поселениям привести в соответствие с обозначенными замечаниями проекты решений о бюджетах городских и сельского поселений на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
В 2014 году проводилась работа, направленная на актуализацию Стратегии социально-экономического развития Советского района на период до 2020 года.
В целях соблюдения требований бюджетного законодательства, финансовой дисциплины, эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, правильного ведения бюджетного учета и составления отчетности осуществляется регулярный контроль за планированием, расходованием средств учреждений, за остатками денежных средств на лицевых счетах, за законностью, правильностью и своевременностью оформления всех документов на различных этапах прохождения обработки каждого документа, осуществляется контроль за исполнением принятых бюджетных обязательств.
Обеспечено эффективное расходование бюджетных средств, включая оптимизацию действующих расходных обязательств местных бюджетов и недопущение необоснованного увеличения количества принимаемых расходных обязательств.
В рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и приказа Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении порядка представления информации государственным (муниципальным) учреждениям, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» ФЭУ координировал работу по размещению информации на официальном сайте Российской Федерации «Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» о муниципальных заданиях и планах финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями образования района и учреждениями муниципальных образований.
Большая работа за отчетный период проведена отделом информационного обеспечения ФЭУ. В процессе реструктуризации и автоматизации централизованной бухгалтерии на базе АУ «Сфера», объединившей 16 дошкольных учреждений района, был решён целый комплекс задач:
· объединение данных бухгалтерского учёта 16 детских садов в ПП «Парус-бюджет7», систематизация справочной информации и регистров учёта;
· установка новой программной платформы Oracle и генерация базы данных и справочников ПП «Парус 8» на сервер БД;
· импорт объединённой БД из ПП»Парус7» в «Парус8»;
· монтаж локальной сети, установка операционной системы и администрирование сервера БД;
· установка клиентской части ПП на компьютерах конечных пользователей, обеспечение разделённого доступа к БД на сервере базы.
В течение года возникла необходимость, как требование программного обеспечения ПП «Парус бюджет 8», обновления версии программной платформы Oracle. После чего – произведена миграция базы данных. В целом, экономия бюджетных средств за счёт выполнения всего комплекса работ сотрудниками ОИО и АУ «Сфера» составила не менее 700 тыс. рублей.
Для обеспечения населения Советского района доступной информацией об основных целях, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики Советского района, с основными характеристиками бюджета Советского района и результатами его исполнения, разработаны две брошюры «Планирование бюджета на 2014 год» и «Бюджет для граждан».
Для проведения публичных слушаний были подготовлены графические материалы и слайды по проекту бюджета Советского района на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы и исполнению бюджета Советского района за 2013 год.
ОИО обеспечивает электронный документооборот ФЭУ с другими участниками бюджетного процесса. Обновление программного обеспечения в этой области коснулось взаимодействия ФЭУ с УФК (установка и переход на ПП «СМЭВ») и сдачи консолидированной отчётности в Департамент финансов округа (переход с ПП «СКИФ» на ПП «СКИФ БП»).
Основным же итогом деятельности отдела за год можно считать бесперебойную работу всей компьютерной техники, локальной вычислительной сети и программных продуктов ФЭУ, техническую и информационную поддержку комплексной автоматизации бухгалтерского учёта сети бюджетных учреждений района, а также своевременное обновление прикладного программного обеспечения и организацию электронного документооборота с использованием ЭЦП.
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и полномочий по установлению цен и тарифов на услуги и товары муниципальных учреждений в соответствии с решением Думы Советского района от 31.10.2007 г. №172 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Советского района» (с изменениями), постановлением главы Советского района от 26.04.2011 г. №1184/НПА «О Порядке определения платы за оказание услуг муниципальными учреждениями Советского района для граждан и юридических лиц» (с изменениями), постановлением главы Советского района от 23.03.2010 г. №636/НПА «О порядке субсидирования из средств бюджета Советского района» (с изменениями), отдел цен и тарифов осуществляет регулирование цен (тарифов, стоимости и т.п.) на продукцию, товары, услуги муниципальных учреждений и организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
С целью мониторинга цен на территории Советского района специалистами отдела цен и тарифов ФЭУ администрации Советского района проводились следующие мероприятия:
- по наблюдению и сбору информации о розничных и закупочных ценах на основные социально-значимые продукты питания по установленному перечню торговых предприятий Советского района;
- мониторинг цен по 40 наименованиям основных социально значимых продуктов питания в разрезе торговых объектов различных форматов.
- мониторинг оптово-отпускных цен;
- мониторинг розничной продажи товаров отечественного и импортного производства основных социально-значимых продуктов питания.
- сбор информации о розничных ценах на автомобильное топливо. На основании полученных данных, ежемесячно, ежеквартально, за год, рассчитывался индекс цен.
- анализ динамики розничных цен на горюче-смазочные материалы по видам автомобильного топлива.
- мониторинг цен, мониторинг оборота и остатков нефтепродуктов предприятий нефтепродуктообеспечения в Советском районе;
- расчет индекса цен на потребительские товары, основные социально – значимые продукты, топливо автомобильное, лекарственные средства;
- информация по планируемым и проведенным ярмаркам на территории Советского района с целью проведения мероприятий по сдерживанию необоснованного роста цен на социально-значимые продовольственные товары;
- мониторинг цен на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями Советского района;
- мониторинг цен на основные строительные материалы, используемые на территории Советского района;
- мониторинг стоимости проезда в общественном транспорте и стоимости технического осмотра транспортных средств на территории Советского района;
- мониторинг о средних ценах на жилье на первичном и вторичном рынке на территории Советского района;
В 2014 году района специалистами отдела цен и тарифов проведены следующие работы:
- подготовлены проекты четырех постановлений о субсидировании предприятий по поставке сжиженного газа населению Советского района - ОАО «Сжиженный углеводородный газ «ТМРГ» и ООО «Северавтотранс», осуществляющего пригородные школьные пассажирские перевозки;
- проверены предоставленные подтверждающие документы и расчеты, подготовлены заключения и проекты 29 постановлений о платных услугах, оказываемых муниципальными учреждениями Советского района;
- отслеживались объемы поставок сжиженного углеводородного газа населению района и рассчитывались объемы субсидий недополученных доходов предприятию ОАО «Сжиженный углеводородный газ «ТМРГ»;
- для пересмотра предельных максимальных розничных цен на дрова топливные на территории Советского района (были составлены письменные запросы и направлены руководителям администраций поселений, руководителям предприятий лесопромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, занимающимся заготовкой дров топливных); - рассчитаны прогнозные объемы необходимых финансовых средств для организаций бюджетной сферы на оплату коммунальных услуг.
- произведен расчет стоимости аренды оборудованного и не оборудованного торгового места на ярмарке;
- произведена проверка договора аренды на содержание неиспользуемого имущества ООО «Аэропорт Советский».
На протяжении всего года специалистами отдела цен и тарифов ФЭУ давались разъяснения, оказывалась помощь предприятиям, организациям и гражданам по вопросам действующего законодательства о ценообразовании, в части порядка формирования, утверждения и применения цен и тарифов.
С целью организации работы по изысканию дополнительных источников и разработке мероприятий по расширению налогооблагаемой базы в бюджет Советского района в 2014 году отделом финансового анализа, мобилизации и мониторинга ФЭУ администрации Советского района проведены следующие мероприятия:
- сбор информации по недоимке, пеням и штрафам в разрезе поселений (работа по сокращению задолженности);
- по росту доходов и оптимизации расходов бюджета Советского района;
- мониторинг информации по реорганизации неэффективных организаций и оптимизации штатной численности, а так же сокращению неэффективных расходов;
- мониторинг муниципальных заданий предоставленных учреждениям Советского района;
- мониторинг платных услуг;
- мониторинг по поступлению земельного налога и доходов, получаемых в виде арендной платы;
- подготовка информации о состоянии дорожного фонда Советского района;
- подготовка информации по субсидированию предприятий промышленности и сельского хозяйства;
- прогноз ситуации на рынке, влияющего на налоговую политику Советского района;
- мониторинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью установления факта ведения предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, сроков функционирования на рынке и других параметров.
В целях выработки мер по выявлению дополнительных резервов и увеличению налоговых и неналоговых поступлений, снижения недоимки по платежам в бюджет Советского района постановлением Главы Советского района от 22 апреля 2009 года № 23 создана комиссия по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Советского района (далее комиссия).
Постановлением Главы Советского района от 28.02.2014 № 591 утвержден план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета Советского района и сокращению муниципального долга на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов.
Утверждённые мероприятия направлены на увеличение объема поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Советского района и включают в себя:
1. проведение заседаний комиссий по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Советского района и бюджеты поселений Советского района с приглашением налогоплательщиков - физических и юридических лиц, имеющих задолженность по налогам и сборам в бюджет Советского района;
2. взаимодействие с органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль по выявлению должников по региональным и местным налогам, страховым взносам в пенсионный фонд и фонд социального страхования.
В результате проведенных мероприятий по мобилизации доходов дополнительно поступило:
- в бюджет Советского района - 612,3 тыс. руб. (налоги и сборы физических лиц и муниципальных учреждений, работников муниципальных учреждений и предпринимателей);
- в бюджеты государственных фондов - 11 365,8 тыс. руб. - списана задолженность предпринимателей по страховым взносам перед Управлением пенсионного и Фондом социального страхования
3. Работа по выявлению организаций (обособленных подразделений), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Советского района без регистрации в Межрайонной ИФНС № 4 по ХМАО-Югре. В результате проведенных рейдов рабочей группы комиссии по мобилизации доходов в бюджет Советского района на налоговый учет поставлены 3 организации: ООО Промстрой", ООО "Евразия- ТрансСервис", ООО "Югорскремстройгаз";
4. оказание методической и практической помощи поселениям, входящим в состав Советского района, главным распорядителям средств бюджета Советского района , взаимодействие с бюджетообразующими предприятиями, организациями, предпринимателями, направленные на увеличение налогооблагаемой базы, рост налоговых и неналоговых платежей, своевременность и полноту расчетов с бюджетом, уточнение задолженности. В 2014 году проведены работа по оповещению населения о приближающейся дате уплаты местных налогов и о рассылке уведомлений на их оплату и индивидуальная работа с работниками бюджетных учреждений по контролю за своевременной уплатой налогов;
В целях оптимизации расходования средств бюджета Советского района, для достижения целевых показателей результатов ФЭУ в 2014 году реализована муниципальная программа "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Советского района на 2014-2016 годы". За 2014 год программа исполнена на 99,8%. На реализацию мероприятий, предусмотренных программой, фактически израсходовано средств в сумме 253 835,3 тыс. руб. в том числе на:
- эффективное управление муниципальным долгом Советского района (процентные платежи по муниципальному долгу) – 12 611,5 тыс. рублей;
- предоставление поселениям, входящим в состав Советского района, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений на основании расчета районного фонда финансовой поддержки поселений и его распределения – 132 702,2 тыс. руб.;
- исполнение части полномочий по решению вопросов местного значения г.п. Агириш, переданных в соответствии с заключенными соглашениями – 1 338,7 тыс. руб.
Основной целью деятельности ФЭУ в 2014 году являлось проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Советского района.
Начальник
Финансово-экономического управления
администрации Советского района О.В. Шалагинова