ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ЗА 2013 ГОД
Финансово-экономическое управление администрации Советского района (далее ФЭУ) является органом администрации Советского района.
В 2013 году деятельность ФЭУ была направлена на реализацию задач бюджетной политики, ориентированной на рациональное использование имеющихся ресурсов и повышение результативности и эффективности бюджетных расходов Советского района.
Бюджетная и налоговая политика проводилась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета.
В установленной сфере деятельности ФЭУ в течение отчетного периода осуществляло полномочия по следующим основным направлениям:
1. Составление проекта бюджета Советского района.
2. Организация исполнения бюджета Советского района.
3. Организация межбюджетных отношений.
4. Управление муниципальным долгом Советского района.
5. Осуществление муниципального финансового контроля.
6. Осуществление руководства организации муниципальных финансов.
7. Нормативное правовое регулирование бюджетных отношений.
8. Мониторинг цен и изучение ценовой ситуации на территории Советского района.
9. Контроль за соблюдением применения цен, утвержденных администрацией Советского района.
Основными задачами, определенными ФЭУ, на 2013 год и последующие периоды являются:
- обеспечение эффективного управления общественными финансами всеми участниками бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджета, управления финансовыми ресурсами;
- содействие наращиванию налогового потенциала с целью увеличения собственных доходов;
- содействие в проведении мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов;
- контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, в свете требований бюджетного законодательства.
Бюджет Советского района на 2013 год утверждён решением Думы Советского района от 21.12.2012 № 195:
по доходам в сумме 3 078 967 800 рублей 00 копеек
по расходам в сумме 3 105 967 800 рублей 00 копеек
с дефицитом в сумме 27 000 000 рублей 00 копеек.
В течение 2013 года принято десять решений Думы Советского района о внесении изменений и дополнений в данное решение о бюджете. Основные параметры бюджета Советского района на 2013 год, утверждённые решением Думы Советского района от 20.12.2013 года № 272 составили:
по доходам в сумме 6 403 095 057 рублей 33 копейки
по расходам в сумме 6 888 862 384 рубля 85 копеек
с дефицитом в сумме 485 767 327 рублей 52 копейки.
Вместе с тем, по состоянию на 31.12.2013 по основаниям, установленным статьями 217 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 решения Думы Советского района от 21.12.2012 № 195, разрешающими вносить изменения в параметры бюджета Советского района без внесения изменений в решение о бюджете, были произведены корректировки основных характеристик бюджета Советского района.
В результате, уточнённые параметры бюджета Советского района на 31 декабря 2013 года составили:
по доходам в сумме 6 454 762 818 рублей 33 копейки
по расходам в сумме 6 940 530 145 рублей 85 копеек
с дефицитом в сумме 485 767 327 рублей 52 копейки.
Отчёт об исполнении бюджета Советского района за 2013 год подготовлен в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Советском районе, утверждённым решением Думы Советского района от 29.02.2012 № 121.
За 2013 год бюджет Советского района характеризуется следующими показателями:
Доходы исполнены в сумме 6 340 482 961 рубль 57 копеек или 99,02% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 98,23% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Поступление доходов в бюджет Советского района за 2013 год сохранило тенденцию роста. Так, уровень доходов бюджета Советского района за 2013 год выше уровня 2012 года на 29,87%, а уровень доходов бюджета Советского района за 2012 год выше уровня 2011 года на 20,79%.
Наибольший удельный вес в общей сумме доходов бюджета Советского района за 2013 год, по-прежнему, составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 83,59%. На долю налоговых доходов приходится 8,45% и 7,41% на неналоговые доходы. Удельный вес прочих безвозмездных поступлений составляет 0,55%.
Расходы исполнены в сумме 6 768 754 353 рубля 29 копеек или 98,26% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 97,53% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
К факту предыдущего года объем расходов бюджета Советского района увеличился в 1,4 раза, или на 1 856,1 млн. рублей, из них:
- на социальную сферу - 758,2 млн.руб.;
- на жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство - 617,7 млн.руб.
В целом социально-направленные расходы за 2013 год составили 74,1 % от общих расходов бюджета.
Дефицит бюджета Советского района сложился в сумме 428 271 391 рубль 72 копейки или 88,16% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 88,16% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Межбюджетные трансферты бюджетам поселений, входящих с состав Советского района, исполнены в сумме 735 823 932 рубля 87 копеек или 87,69% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 87,23% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений исполнены в сумме 294 365 300 рублей 00 копеек или 100% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 100% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Субсидии бюджетам поселений, входящих с состав Советского района, исполнены в сумме 416 484 956 рублей 02 копейки или 79,88% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 79,46% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Субвенции бюджетам поселений, входящих с состав Советского района, исполнены в сумме 2 681 900 рублей 00 копеек или 100,0% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 100,0% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений, входящих с состав Советского района, исполнены в сумме 22 291 776 рублей 85 копеек или 107,66% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 99,64% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Долгосрочные целевые программы Советского района исполнены в сумме 353 538 626 рублей 34 копейки или 107,62% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 99,68% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Ведомственные целевые программы Советского района исполнены в сумме 606 521 027 рублей 59 копеек или 94,89% от плана, утверждённого решением о бюджете, и 98,84% от плана, уточнённого на 31 декабря 2013 года.
Муниципальный долг Советского района на 01.01.2014 года составил 463 376 300 рублей 00 копеек.
Долговые обязательства Советского района в 2013 году существовали в виде обязательств:
- кредита кредитной организации в сумме 150 000 000 рублей 00 копеек, привлеченного в ОАО «Ханты-Мансийский банк» для частичного покрытия дефицита бюджета Советского района, со сроком исполнения 31.12.2015 года;
- бюджетного кредита в сумме 90 365 000 рублей 00 копеек, привлеченного из бюджета автономного округа для частичного покрытия дефицита бюджета Советского района, со сроком исполнения 30.11.2014 года;
- муниципальных гарантий в сумме 223 011 300 рублей 00 копеек.
Объём муниципального долга не превышает предельный объем, установленный пунктом 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетные кредиты из бюджета Советского района в 2013 году не предоставлялись.
В целях соблюдения требований бюджетного законодательства, финансовой дисциплины, эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, правильного ведения бюджетного учета и составления отчетности осуществляется регулярный контроль за планированием, расходованием средств учреждений, за остатками денежных средств на лицевых счетах, за законностью, правильностью и своевременностью оформления всех документов на различных этапах прохождения обработки каждого документа, осуществляется контроль за исполнением принятых бюджетных обязательств.
Обеспечено эффективное расходование бюджетных средств, включая оптимизацию действующих расходных обязательств местных бюджетов и недопущение необоснованного увеличения количества принимаемых расходных обязательств.
В бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов учтена индексация фонда оплаты труда муниципальных учреждений. Приняты постановления об индексации фонда оплаты труда аналогично решениям, принимаемым на региональном уровне в отношении государственных учреждений автономного округа. За 2013 год заработная плата работникам учреждений социальной сферы с учетом индексации на 5,5% с 01.01.2013 года выплачена в полном объеме.
В рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и приказа Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении порядка представления информации государственным (муниципальным) учреждениям, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» ФЭУ координировал работу по размещению информации на официальном сайте Российской Федерации «Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» о муниципальных заданиях и планах финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями образования района и учреждениями муниципальных образований.
С целью обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Советского района, увеличение доли собственных доходов, сокращению неэффективных расходов и повышению эффективности расходования бюджетных средств разработана долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов Советского района на период до 2013 года», утвержденная постановлением администрации Советского района от 21 декабря 2011 года № 4756.
В течении 2013 года с целью эффективности расходования бюджетных средств за счет программы было обеспечено сопровождение удаленных рабочих мест, модернизация АС – Парус – Сводная отчетность, закуплена лицензия на программное обеспечение на использование баз данных, на обновление и поддержку программного обеспечения, а также с целью сокращения неэффективных расходов администрацией Советского района заключен договор аренды транспортного средства с экипажем (предоставление транспортного средства за плату во временное владение и пользование и оказание услуги по управлению им и по его технической эксплуатации).
Информационная структура управления финансами района состоит из автоматизированной системы процесса формирования, исполнения и анализа бюджета района, баз данных комплексного бухгалтерского учёта подведомственных учреждений, а также автоматизации процессов электронного взаимодействия всех участников бюджетного процесса – Финансово-экономического управления администрации Советского района и Управления федерального казначесйства, Центробанка и бюджетных учреждений – между собой.
Перечень программных продуктов, реализующих задачи автоматизации :
АС «Бюджет» - программа по формированию и казначейскому исполнению бюджета,
АС «УРМ»» - удалённое рабочее место АС «Бюджета» для связи с главными распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств,
ПП «Парус – бюджет» - программа бухгалтерского учёта в бюджетных организациях района,
ПП «Парус 8» - программа комплексного бухгалтерского учёта централизованной бухгалтерии МАУ «Сфера»,
программа «Скиф БП» - сводная отчётность финоргана,
ПП «Парус – своды Online» - программа сводной отчётности для главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств,
АРМ «КБР» - почтовая программа финорган – РКЦ,
АРМ «СУФД» и «Континент» - почтовые програмы финорган – ОФК и УФК с защищённым каналом связи.
В течение 2013 г. отделом информационного обеспечения Финансово-экономического управления администрации Советского района проделана следующая работа:
1. Установлены и внедрены новые программные продукты:
- система сводной отчётности online, которая позволила главным распорядителям бюджетных средств получать, а подведомственным учреждениям – сдавать – сводную отчётность через Internet;
- программа «СКИФ БП» - ПО для отчётности финоргана в Департамент финансов округа;
- программа комплексного бухгалтерского учёта ПП «Парус 8» для централизованной бухгалтерии с объединением баз данных 16 дошкольных учреждений района в одну.
2. Для проведения публичных слушаний были подготовлены графические материалы и слайды по проекту бюджета Советского района на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы и исполнению бюджета Советского района за 2012 год. На основании этих данных разработана брошюра «Бюджет для граждан».
3. Своевременное обновление всех, перечисленных выше программных продуктов, организация для пользователей «горячей линии» по вопросам их сопровождения, техническое обслуживание оргтехники ФЭУ, а также изготовление электронно – цифровых подписей для АС «УРМ».
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и полномочий по установлению цен и тарифов на услуги и товары муниципальных учреждений в соответствии с решением Думы Советского района от 31.10.2007 г. №172 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Советского района» (с изменениями), постановлениями главы Советского района от 26.04.2011 г. №1184/НПА «О Порядке определения платы за оказание услуг муниципальными учреждениями Советского района для граждан и юридических лиц» (с изменениями), от 23.03.2010 г. №636/НПА «О порядке субсидирования из средств бюджета Советского района» отделом цен и тарифов осуществлялось регулирование цен (тарифов, стоимости и т.п.) на продукцию, товары, услуги учреждений и организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В 2013 году проведены следующие работы:
1. Проверены расчеты объемов коммунальных услуг в договорах и муниципальных контрактах, предоставленных поставщиками услуг ОАО «Советские коммунальные системы», ОАО «Тюменская энергосбытовая компания».
2. Подготовлены проекты постановлений о субсидировании предприятий ОАО «Юграгаз» по поставке сжиженного газа населению Советского района и ООО «Северавтотранс», осуществляющего пригородные пассажирские перевозки.
3. С целью мониторинга цен на основные продовольственные товары проводились еженедельные мероприятия по наблюдению и сбору информации о розничных и закупочных ценах на основные социально-значимые продукты питания по установленному перечню торговых предприятий Советского района. На основании этих данных проводился ежемесячный анализ динамики розничных цен, составлялись пояснительные записки. Данные еженедельных мониторингов направлялись в Федеральную антимонопольную службу по ХМАО-Югре, Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
4. На протяжении 2013 года ежедневно (в рабочие дни) в разрезе предприятий, реализующих топливо автомобильное, проводился сбор информации о розничных ценах на автомобильное топливо. На основании полученных данных ежемесячно, ежеквартально, за год рассчитывался индекс цен. Ежеквартально и за год составлялся анализ динамики розничных цен на горюче-смазочные материалы по видам автомобильного топлива и пояснительная записка. На горячую линию отдела цен и тарифов – организованную в сети Интернет на сайте администрации Советского района по вопросу необоснованного роста розничных цен на нефтепродукты в течении 2013 года жалоб и запросов не поступало.
5. На основании экспресс - информации, предоставленной Департаментом экономического развития ХМАО - Югры, ежемесячно, ежеквартально и за год производился расчет индекса цен на потребительские товары, основные социально – значимые продукты, топливо автомобильное, лекарственные средства. Ежеквартальный анализ изменения уровня потребительских цен предоставлялся в комитет по экономике администрации Советского района.
6. Ежеквартально собиралась информация и предоставлялась в Департамент экономического развития о мероприятиях по сдерживанию необоснованного роста цен на социально-значимые продовольственные товары и о проведенных ярмарках на территории Советского района.
7. Ежеквартально рассчитывалась стоимость необходимого социального набора в разрезе поселений Советского района.
8. Проверены расчеты, подготовлены заключения и проекты 15 постановлений на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями Советского района.
9. Ежемесячно проводился мониторинг цен на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями Советского района. Проверялись объемы оказанных услуг, а также соответствие применяемых цен – утвержденным ценам.
10. Ежемесячно, ежеквартально и за год в Региональную службу по тарифам ХМАО-Югры предоставлялись отчеты о ценообразующих факторах в строительстве по системе ЕИАС. Одновременно, по запросу Департамента строительства ХМАО-Югры, начиная с ноября 2013 года, проводится ежемесячный мониторинг цен на основные строительные материалы, используемые на территории Советского района.
11. На протяжении всего года давались разъяснения, оказывалась помощь предприятиям, организациям, гражданам по вопросам действующего законодательства о ценообразовании в части порядка формирования, утверждения и применения цен и тарифов.
В целях выработки мер по выявлению дополнительных резервов и увеличению налоговых и неналоговых поступлений, снижения недоимки по платежам в бюджет Советского района постановлением Главы Советского района от 22 апреля 2009 года № 23 создана комиссия по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Советского района (далее комиссия).
Постановлением Главы Советского района от 21.11.2012 года № 117 утвержден план мероприятий по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Советского района на 2013 год. В поселениях Советского района разработаны и приняты аналогичные нормативные правовые акты по утверждению планов мероприятий по увеличению собственных доходов в бюджеты поселений на 2013 год.
Утверждённые мероприятия направлены на разработку и реализацию мероприятий по увеличению объема поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Советского района и включают в себя:
- проведение заседаний комиссий по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Советского района и бюджеты поселений Советского района с приглашением физических и юридических лиц, имеющих задолженность по налогам и сборам в бюджет Советского района, а также, имеющих задолженность по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ и ФСС РФ. За 2013 год комиссией проведено 5 заседаний;
- участие в заседаниях комиссии МИФНС №4 по урегулированию задолженности. Заслушивание ИП, физических лиц, имеющих задолженность свыше 100.00 тыс. руб. и в результате погашена задолженность во все уровни бюджета в сумме 22 742,9 тыс. руб.;
- выявление организаций, обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Советского района без постановки на налоговый учет в Межрайонной ИФНС № 4 по ХМАО-Югре. Рабочая группа по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Советского района проводила рейды, направленные на выявление предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, но не состоящих на учете по месту нахождения обособленных подразделений или недвижимого имущества, рейдовые мероприятия по выявлению физических лиц, занимающихся оказанием любых услуг населению Советского района без государственной регистрации, а также не исполняющих требования законодательства. В результате 3 организации прекратили свои работы, 1 физическое лицо встало на налоговый учет, как предприниматель;
- взаимодействие с Межрайонной ИФНС № 4 по предоставлению информации о физических лицах, имеющих задолженность по налогам и сборам (оплату произвели 156 человек - работников бюджетных учреждений и сотрудников МОМВД России «Советский» на сумму 108,6 тыс.руб.);
- работа с недобросовестными налогоплательщиками (юридические лица и индивидуальные предприниматели) по взысканию недоимки по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам. В результате взыскано 111,2 тыс.руб.;
- проведение мероприятий по созданию полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, используемого в целях налогообложения на территории Советского района;
- ведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество. В результате проводимых мероприятий поступили дополнительные доходы (задолженность) прошлых периодов и по претензиям в сумме 827,8 тыс.руб.;
- взаимодействие с бюджетообразующими предприятиями, организациями, предпринимателями, направленное на увеличение налогооблагаемой базы, рост налоговых и неналоговых платежей, своевременность и полноту расчетов с бюджетом, уточнение задолженности. В результате проведенных мероприятий поступили дополнительные доходы в сумме 281,2 тыс.руб.;
- работа с должниками по страховым и пенсионным взносам бюджетных учреждений, в результате которой получен дополнительный доход в сумме 163,2 тыс.руб.
Также комиссией проводится мониторинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью установления факта ведения предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, сроков функционирования на рынке и других параметров.
Начальник
Финансово-экономического управления
администрации Советского района
О.В. Шалагинова