Финансово-экономическое управление администрации Советского района (далее ФЭУ Советского района) является органом администрации Советского района.
Основной целью деятельности ФЭУ Советского района в 2021 году являлось проведение единой финансовой и бюджетной политики Советского района.
Налоговая, бюджетная и долговая политика Советского района проводилась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее РФ) и была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, улучшение качества и доступности муниципальных услуг, обеспечение сбалансированности местного бюджета и открытости бюджетного процесса в Советском районе.
В установленной сфере деятельности ФЭУ Советского района в течение отчетного периода осуществляло полномочия по следующим основным направлениям:
1. Составление проекта бюджета Советского района;
2. Организация исполнения бюджета Советского района;
3. Организация межбюджетных отношений;
4. Управление муниципальным долгом Советского района;
5. Осуществление муниципального финансового контроля;
6. Осуществление руководства организации муниципальных финансов;
7. Нормативное правовое регулирование бюджетных отношений;
8. Мониторинг цен и изучение ценовой ситуации на территории Советского района;
9. Контроль за соблюдением применения цен, утвержденных администрацией Советского района.
Деятельность ФЭУ Советского района была направлена на реализацию задач бюджетной политики, ориентированной на рациональное использование имеющихся ресурсов, а именно:
- обеспечение эффективного управления общественными финансами всеми участниками бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджета, управления финансовыми ресурсами;
- содействие наращиванию налогового потенциала с целью увеличения собственных доходов;
- содействие в проведении мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов;
- контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, в свете требований бюджетного законодательства;
- содействие в проведении мероприятий по сокращению муниципального долга и расходов на его обслуживание.
Бюджет Советского района (далее бюджет) на 2021 год утверждён решением Думы Советского района (далее Дума) от 25.12.2020 № 425 (далее первоначальный план на год):
- по доходам в сумме 4 347 599,7 тыс. руб.;
- по расходам в сумме 4 391 544,7 тыс. руб.;
- с дефицитом в сумме 43 945,0 тыс. руб.
В течение 2021 года было принято девять решений Думы о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете в связи с уточнением:
- суммы переходящих остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета на 01.01.2021;
- дополнительных объемов межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- собственных доходов бюджета;
- безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) и негосударственных организаций;
- привлечением кредита из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее автономный округ) для частичного покрытия дефицита бюджета.
Кроме того, по основаниям, установленным статьями 217 и 232 Бюджетного кодекса РФ, статьей 8 решения о бюджете, разрешающим вносить изменения в параметры бюджета без внесения изменений в решение о бюджете, ФЭУ Советского района произведены корректировки параметров бюджета.
Уточненные плановые показатели доходной и расходной части бюджета на 2021 год по состоянию на 31.12.2021 (далее уточненный план на год) увеличились в 1,2 раза и составили:
- по доходам в сумме 5 360 184,1 тыс. руб. («+» 1 012 584,4 тыс. руб. к первоначальному плану на год);
- по расходам в сумме 5 402 359,1 тыс. руб. («+» 1 010 814,4 тыс. руб. к первоначальному плану на год);
- с дефицитом в сумме 42 175,0 тыс. руб. («-» 1 770,0 тыс. руб. к первоначальному плану на год).
Отчет об исполнении бюджета за 2021 год подготовлен в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Советском районе, утвержденным решением Думы от 29.02.2012 № 121.
Итоги исполнения бюджета за 2021 год характеризуются следующими показателями:
- доходы бюджета исполнены в сумме 5 343 406,8 тыс. руб. или 99,7% от уточненного плана на год;
- расходы бюджета исполнены в сумме 5 361 320,1 тыс. руб. или 99,2% от уточненного плана на год;
- дефицит бюджета составил сумму 17 913,3 тыс. руб. или 42,5% от уточненного плана на год.
Доходы бюджета за 2021 год относительно факта за 2020 год снизились на 58 712,8 тыс. руб. или 1,1%, в результате уменьшения объема дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, предоставляемой из бюджета автономного округа, исходя из итогов исполнения местного бюджета за девять месяцев текущего финансового года, а также отсутствия поступлений, в рамках социального партнерства по соглашениям о сотрудничестве между Правительством автономного округа и предприятиями топливно-энергетического комплекса на 2021 год.
В структуре общей суммы доходов бюджета наибольший удельный вес, традиционно, составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные трансферты) – 85,8%. На долю налоговых доходов приходится 11,4%, 2,8% приходится на неналоговые доходы.
Расходы бюджета за 2021 год относительно факта за 2020 год выросли на 7 882,0 тыс.руб. или 0,1%.
Бюджет сохраняет свою социальную направленность, так как 54,0% его расходов направлены на социальную сферу (образование, культуру, физическую культуру и спорт, здравоохранение и социальную политику - 2 892 525,7 тыс. руб.).
Программные расходы, осуществляемые в рамках 23 муниципальных программ, составили 5 298 766,0 тыс. руб. или 98,8%, расходы бюджета на непрограммную деятельность составили 62 554,1 тыс. руб. или 1,2%.
По направлениям деятельности реализация муниципальных программ сложилась:
- на социально-культурную сферу в сумме 2 882 595,5 тыс. руб. или 53,8% от общей суммы расходов бюджета;
- на жилищно-коммунальное хозяйство в сумме 1 439 264,6 тыс. руб. или 26,8% от общей суммы расходов бюджета;
- на развитие отраслей экономики в сумме 44 706,6 тыс. руб. или 0,8% от общей суммы расходов бюджета;
- на межбюджетное регулирование в сумме 437 768,6 тыс. руб. или 8,2 от общей суммы расходов бюджета;
- на иные направления в сумме 494 430,7 тыс. руб. или 9,2% от общей суммы расходов бюджета.
В 2021 году осуществлялись расходы по 5 национальным проектам на общую сумму 1 007 367,8 тыс. руб., из них:
1. Национальный проект «Демография» на сумму 419,7 тыс. руб.;
2. Национальный проект «Образование» на сумму 5 295,8 тыс. руб.;
3. Национальный проект «Жилье и городская среда» на сумму 988 742,2 тыс. руб.;
4.Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на сумму 2 910,1 тыс. руб.
5. Национальный проект «Культура» на сумму 10 000,0 тыс. руб.;
Межбюджетные трансферты бюджетам поселений из бюджета составили 9,3% общего объема расходов бюджета или 498 092,8 тыс. руб., что больше чем в 2020 году на 12,0% или 53 468,4 тыс. руб.
В 2021 году со всеми поселениями Советского района, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности или доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, были заключены соглашения, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.
По результатам мониторинга Соглашений за 2021 год всеми поселениями Советского района обеспечены в полном объеме социально-значимые и первоочередные расходные обязательства, отсутствует просроченная кредиторская задолженность, а также задолженность по долговым обязательствам, обеспечено достижение целевых показателей оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, а также обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с уровнем исполнения 2020 года в сопоставимых условиях не менее 1,5 процентов.
За 2021 год бюджет исполнен с дефицитом в сумме 17 913,3 тыс.руб., в результате исполнения бюджета по расходам за счёт суммы переходящих остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета на 01.01.2021.
Муниципальный долг Советского района на 01.01.2022 сложился в объеме 327 184,9 тыс.руб. или 100,0% от верхнего предела муниципального внутреннего долга Советского района на 01.01.2022, утвержденного решением о бюджете.
За 2021 год объем муниципального долга сократился на 25 673,1 тыс. рублей, при этом долговая нагрузка на бюджет остается достаточно высокой и составила 43,1% от собственных доходов (налоговых и неналоговых доходов) бюджета.
В структуре муниципального долга наибольший вес 61,1% занимают кредиты кредитных организаций (200 000,0 тыс.рублей), бюджетный кредит из бюджета автономного округа занимает 38,9% (127 184,9 тыс.рублей).
По итогам 2021 года Советский район отнесен Департаментом финансов автономного округа к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости муниципальных образований автономного округа.
В целях соблюдения требований бюджетного законодательства, финансовой дисциплины, эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, правильного ведения бюджетного и бухгалтерского учета и составления отчетности осуществлялся регулярный контроль за планированием, расходованием средств учреждений, за остатками денежных средств на лицевых счетах, за законностью, правильностью и своевременностью оформления всех документов на различных этапах прохождения обработки каждого документа, а также осуществлялся контроль за исполнением принятых бюджетных обязательств.
Обеспечено эффективное расходование бюджетных средств, включая оптимизацию действующих расходных обязательств местных бюджетов и недопущение необоснованного увеличения количества принимаемых расходных обязательств.
Все рабочие процессы функционирования бюджета Советского района - формирование, исполнение, контроль, бухгалтерский учет и отчетность автоматизированы следующим программным обеспечением:
АС «Бюджет» - программа по формированию и казначейскому исполнению бюджета;
АС «УРМ»» - удаленное рабочее место АС «Бюджет» для связи с главными распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств;
ПП «Парус – бюджет 7, 8, 10» - программа бухгалтерского учета в бюджетных организациях района и централизованной бухгалтерии муниципального автономного учреждения «Сфера»;
Программа сбора отчетности «WEB - консолидация»;
АРМ «КБР» - почтовая программа финансового органа – расчетно-кассового центра;
АРМ «СУФД» и «Континент» - почтовые программы финансового органа – отделения федерального казначейства и Управления федерального казначейства с защищенным каналом связи.
В течение 2021 года отделом информационного обеспечения ФЭУ Советского района проделана следующая работа:
обеспечена бесперебойная работа серверного оборудования и программного обеспечения ФЭУ Советского района;
своевременно выполнялись обновления программного обеспечения и баз данных финансового и бухгалтерского учета ФЭУ и бюджетных учреждений района в соответствии с изменениями законодательства по учету и отчетности;
завершена работа по переводу бухгалтерского учета бюджетных учреждений Советского района на новый программный продукт "Парус10 - Торнадо", который предназначен для решения задач бухгалтерского, складского, кадрового учета и других учетных задач в бюджетных учреждениях различного уровня;
произвели настройку ПП «Парус бюджет» подведомственных учреждений и обеспечили переход для взаимодействия с ФСС по прямым страховым выплатам;
введен в ежедневный график работы модуль выгрузки информации ПП «Электронный бюджет» на ЕПБС (единый портал бюджетной системы);
обновлены форматы взаимодействия с ГИС «ГМП» через сервис «Госуслуги» на СМЭВ3 для учреждений дошкольного образования по оплате за содержание детей в детских садах;
функционирует сервер взаимодействия АС «Бюджет» с региональной контрактной системой;
внедрен модуль прикрепления документов – обоснований к платежным поручениям в АС «Бюджет»;
оформлены и размещены на сайте администрации Советского района брошюры в разделе «Бюджет для граждан» об исполнении бюджета за отчетный период 2020 года и планировании бюджета на 2022 - 2024 годы.
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочий по установлению цен и тарифов на услуги и товары муниципальных учреждений согласно решению Думы Советского района от 31.10.2007 № 172 «О порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Советского района» (с изменениями), постановления администрации Советского района от 25.02.2020 № 314/НПА «О Порядке определения платы за оказание услуг, выполнение работ муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями Советского района для граждан и юридических лиц (с изменениями), постановления администрации Советского района от 25.02.2020 № 315/НПА «О Порядке определения нормативной стоимости и цены образовательной услуги по реализации дополнительной общеразвивающей программы», отдел цен и тарифов ФЭУ Советского района осуществляет регулирование цен (тарифов, стоимости и т.п.) на продукцию, товары, услуги муниципальных учреждений и организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, проводит наблюдение за ценами на социально-значимые продукты питания, мониторинг стоимости и потребности в основных строительных материалах предприятий и организаций, осуществляющих строительство на территории Советского района и розничными ценами на горюче-смазочные материалы, реализуемые на территории Советского района.
В 2021 году проведены следующие работы:
Еженедельно предоставлялась информация в Бюджетное учреждение автономного округа «Региональный аналитический центр» (далее Региональный аналитический центр) о средних розничных ценах на отдельные социально-значимые товары (25 наименований) по 13 торговым предприятиям Советского района, согласно распоряжению полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе от 30.09.2010 № 234, приказу Департамента экономического развития автономного округа от 01.02.2018 № 25.
Еженедельно осуществлялась подготовка и отправка информации по 4 торговым точкам Советского района в разрезе минимальных и максимальных розничных цен по 68 наименованиям социально значимых продуктов питания и товаров первой необходимости с фотофиксацией и загрузкой их в систему АРМ Мониторинг – во исполнение письма министра Правительства Москвы от 23.04.2020 № 01-20л-210/0-1, в целях мониторинга реализации мер, необходимых для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции в субъектах РФ и обеспечения своевременного и централизованного получения данных о наличии товаров первой необходимости в магазинах местной розничной сети и в сетевых магазинах.
Ежемесячно, в соответствии с письмом первого заместителя Губернатора автономного округа от 06.02.2013 № АК-1810, предоставлялась информация в Департамент экономического развития автономного округа о проведенных ярмарках на территории Советского района с целью проведения мероприятий по сдерживанию необоснованного роста цен на социально-значимые продовольственные товары.
На протяжении 2021 года ежедневно (в рабочие дни), в разрезе видов топлива и предприятий, реализующих ГСМ на территории Советского района, проводился сбор информации о розничных ценах на автомобильное топливо. Информация ежедневно передавалась в Управление мониторинга Регионального аналитического центра. На основании полученных данных, ежемесячно, ежеквартально и за год, рассчитывался индекс цен. Ежеквартально и за год составлялся анализ динамики розничных цен на горюче-смазочные материалы по видам автомобильного топлива и пояснительная записка. Также еженедельно и ежеквартально осуществлялась подготовка и предоставление информации для размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных, согласно постановлению администрации Советского района от 03.06.2019 № 1199, по видам и ценам на топливо автомобильное в разрезе предприятий, реализующих ГСМ на территории Советского района.
На основании экспресс - информации, предоставленной Региональным аналитическим центром, ежемесячно, ежеквартально и за год производился расчет индекса цен на основные социально – значимые продукты питания и топливо автомобильное. Информация по динамике цен и ее анализ ежеквартально и за год, предоставлялись в управление экономического развития и инвестиций администрации Советского района.
В 2021 году специалистами отдела проверены предоставленные документы и расчеты, для утверждения перечня и цен на платные дополнительные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями Советского района. Подготовлены заключения и проекты 20 постановлений администрации Советского района о платных услугах, оказываемых для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий Советского района.
Ежемесячно, ежеквартально, и за год в Региональную службу по тарифам автономного округа (далее РСТ Югры) предоставлялись отчеты о ценообразующих факторах в строительстве по системе Единой информационно-аналитической системе (далее ЕИАС).
Также в 2021 году ежеквартально осуществлялась подготовка и предоставление информации о стоимости строительства жилья и уровне цен на первичном и вторичном рынках стандартного жилья на территории Советского района в соответствии с протоколом заседания Штаба при Правительстве автономного округа по вопросам строительства объектов капитального строительства, влияющих на достижение показателей национальных проектов.
Согласно запросу Департамента строительства автономного округа, проводился ежемесячный мониторинг цен и потребности в основных строительных материалах, используемых при строительстве объектов на территории Советского района. Данные о стоимости и потребности в 16 наименованиях основных строительных материалов по организациям, осуществляющим строительство на территории Советского района, передавались в Бюджетное учреждение автономного округа «Югорский институт развития строительного комплекса».
Ежемесячно, по системе ЕИАС передавалась информация о стоимости проезда в общественном транспорте и стоимости технического осмотра транспортных средств на территории Советского района.
Согласно запросу РСТ Югры для пересмотра предельных максимальных розничных цен на дрова топливные на территории Советского района, были составлены письменные запросы и направлены руководителям администраций поселений, руководителям предприятий лесопромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям, занимающимся заготовкой дров топливных на территории Советского района. Данные, полученные от администраций поселений, предприятий, индивидуальных предпринимателей и информация о стоимости дров, размещенная в средствах массовой информации, была направлена в РСТ Югры.
С целью формирования проекта бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, отделом цен и тарифов рассчитаны прогнозные объемы необходимых финансовых средств на оплату коммунальных услуг для организаций бюджетной сферы.
Согласно поступившим запросам от организаций и учреждений была предоставлена информация о стоимости молока и сока на территории Советского района, для расчета компенсационной выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
В соответствии с решением акционера - администрации Советского района, отделом цен и тарифов проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Районное телевидение и редакция газеты». По результатам проверки составлен акт и передан акционеру - администрации Советского района.
На протяжении всего года давались разъяснения, оказывалась помощь предприятиям, организациям, гражданам по вопросам действующего законодательства о ценообразовании в части порядка формирования, утверждения и применения цен и тарифов.
В целях выработки мер по выявлению дополнительных резервов и увеличению налоговых и неналоговых поступлений, снижения недоимки по платежам в бюджет Советского района отдел финансового анализа, мобилизации и мониторинга ФЭУ Советского района принимал активное участие в разработке и утверждении плана мероприятий по мобилизации дополнительных доходов на 2021 год, в деятельности комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Советского района, в том числе по мероприятиям:
- взаимодействие с органами, уполномоченными осуществлять государственный и муниципальный контроль (надзор) по выявлению должников по региональным и местным налогам, поступающих в бюджет Советского района.
- ведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по оплате за муниципальное имущество, земельные участки;
- выявление неиспользуемого или неэффективно используемого имущества в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- выявление организаций (обособленных подразделений), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Советского района без регистрации в налоговом органе;
- выявление случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды;
- снижение неформальной занятости;
- привлечение безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц;
- организация информационного взаимодействия, направленного на привлечение физических лиц к декларированию доходов (от сдачи в аренду помещений, репетиторской деятельности, продажи недвижимости, земельных участков и др.).
В целях укрепления финансовой дисциплины, своевременности проведения расчетов учреждениями Советского района с физическими и юридическими лицами по принятым обязательствам разработан и утвержден порядок проведения мониторинга дебиторской и кредиторской задолженности.
В целях повышения эффективности расходования средств бюджета и бюджетов поселений, входящих в состав Советского района, ФЭУ Советского района разработан и утвержден план по оптимизации расходов бюджета на 2021 год.
В результате проводимых работ по оптимизации расходов, экономия средств достигнута за счет реализации основных мероприятий:
1) экономия средств бюджета в результате торгов по размещению заказов в соответствии с законодательством о контрактной системе;
2) оптимизация штатной численности, оптимизация расходов;
3) стимулирование внедрения новых видов платных услуг, повышение качества оказываемых услуг;
4) заключение муниципальными учреждениями энергосервисных контрактов.
В рамках реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных расходов и укреплению доходной базы бюджета ежегодно проводится мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета. Мониторинг и оценка качества финансового менеджмента позволяет:
- проводить на основании утвержденного перечня показателей мониторинга сравнительную характеристику качества планирования и исполнения бюджета главных распорядителей бюджетных средств в части ведения бюджетного учета и отчетности;
- выявлять и предотвращать финансовые нарушения;
- оценивать качество правовых актов главных распорядителей средств бюджета.
С целью организации эффективной работы по укреплению доходной базы бюджета в 2021 году отделом финансового анализа, мобилизации и мониторинга проводились следующие мероприятия:
- мониторинг муниципальных заданий, предоставленных учреждениям Советского района;
- подготовка информации о состоянии муниципального дорожного фонда Советского района;
- мониторинг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью установления факта ведения предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, сроков функционирования на рынке и других параметров;
- мониторинг налоговых ставок по местным налогам, установленных органами местного самоуправления Советского района;
- оказание методической помощи учреждениям, поселениям, главным администраторам доходов бюджета по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
С целью выявления путей по расширению сферы оказания дополнительных платных услуг ФЭУ Советского района ежеквартально проводило анализ доходов от оказания платных услуг муниципальными учреждениями бюджетной сферы.
В результате было выявлено, что многими муниципальными учреждениями Советского района не в полной мере оказываются утвержденные платные услуги или вообще не оказываются, в связи с чем, в подведомственные учреждения были направлены рекомендации активизировать работу по информированию населения об оказываемых платных услуг муниципальными учреждениями Советского района и представлена презентация «Повышение эффективности платных услуг».
За 2021 год муниципальными учреждениями Советского района были введены 13 новых услуг, в том числе по дополнительному образованию - 11 услуг и по 1 услуге в сферах образования и социального развития. В результате введения новых платных услуг дополнительно получено 877,5 тыс. руб. Количество платных услуг, утвержденных правовыми актами, в 2021 году увеличилось на 2,3% в сравнении с 2020 годом. Доходы от платных услуг за 2021 год увеличились в сравнении с аналогичным периодом 2020 года на 7 978,6 тыс. руб. или 33,6 %.
Кроме того, ежеквартально ФЭУ Советского района проводило мониторинг по земельным участкам, оформленным в аренду или в собственность и мониторинг размещения в срок информации (отчетов) об муниципальных учреждениях Советского района на официальном сайте Российской Федерации www.bus.gov.ru.
Также ФЭУ Советского района была организована работы по направлению на региональный конкурс инициативных проектов, в целях получения субсидии из автономного округа.
В 2021 году были реализованы следующие проекты:
1. В г. п. Малиновский:
– обустройство кладбища;
– устройство уличного освещения;
– обустройство пешеходной зоны;
– реконструкция зрительного зала Дома Культуры.
2. В г. п. Советский - Бобр в Картопье.
3. В г. п. Пионерский - благоустройство общественной территории - привокзальная площадь.
4. В г. п. Таёжный - обустройство спортивно-игровой площадки для детей и взрослых район.
5. В г. п. Зеленоборск - благоустройство стадиона.
6. В с. п. Алябьевский - универсальная спортивная площадка.
С целью привлечения большего количества граждан к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета и его исполнения в течение 2021 года на официальном сайте Советского района в разделе «Бюджет» публиковались материалы по проектам решений Думы о бюджете и другая информация в общедоступном формате.
Согласно ежегодному рейтингу городских округов и муниципальных районов автономного округа по уровню открытости бюджетных данных и участия граждан в бюджетном процессе за 2021 год, проводимым Департаментом финансов автономного округа, Советский район отнесен к категории муниципальных образований с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных.