Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Финансово-экономическое управление администрации Советского района
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Наш адрес
628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 10
Приемная
телефон: (34675) 5-48-13
Эл. почта: admfeu@sovrnhmao.ru

Защита прав потребителей финансовых услуг

06.06.2022

Основные права потребителей финансовых услуг

Вклады, кредиты, денежные переводы, страховки, добровольные и обязательные накопительные пенсии – финансовые услуги могут быть разными, но в любом случае они останутся услугами права потребителей финансовых услуг, как и всех других, в первую очередь, защищены законом о защите прав потребителей.

Это значит, что вам должны дать полную информацию об услуге, которой вы собираетесь воспользоваться: на какие случаи распространяется страховка, на каких условиях вы можете досрочно забрать вклад, сколько именно вы заплатите за пользование кредитом. Ваша ответственность – внимательно прочесть договор и подумать над тем, что вы собираетесь подписывать.

Конечно, в документах бывает сложно разобраться. Но есть целый ряд законов:

о страховании вкладов, о потребительском кредите, об МФО и др., которые дают потребителям финансовых услуг дополнительную защиту. В частности, надо помнить следующее:

Ваша ответственность – внимательно прочесть договор и подумать над последствиями подписи документа.

Во-первых, вклады и счета граждан в банках застрахованы государством. На 2017 год максимальное страховое возмещение по всем вкладам одного клиента в случае банкротства банка составляет 1 400 000 рублей. Если сбережения превышают эту сумму, не держите все в одном банке или хотя бы будьте осторожней при его выборе. Имейте в виду, что на сберегательные сертификаты на предъявителя и обезличенные металлические счета страховка не распространяется.

Во-вторых, заявки на выдачу кредита банки обязаны рассматривать бесплатно. Полная стоимость кредита (в процентах годовых) должна быть указана крупным шрифтом в рамке на первой странице договора. В первые две недели после получения занятые деньги можно вернуть, даже не предупреждая об этом банк, хотя проценты за прошедшие дни, конечно, придется заплатить.

Наконец, если вы покупаете обязательную страховку, страховая компания не вправе требовать купить «в нагрузку» еще и добровольную, например, приобрести полис каско, когда вам нужно только ОСАГО. А если вы покупаете добровольную страховку, вам обязаны дать не меньше пяти дней, чтобы передумать.

Вместе с тем, некоторые услуги законодательство регулирует довольно слабо. Например, по закону проценты по «займам до зарплаты» в МФО не могут превышать сумму самого займа больше, чем в четыре раза, но, если вы окажетесь в такой ситуации, вряд ли вам покажется справедливым необходимость возвращать 50 000 рублей вместо занятых 10 000 рублей.

Защита своих прав никогда не была легким делом, и права потребителя не исключение. Конечно, в идеальном случае Вам достаточно заявить продавцу или поставщику услуг о своих претензиях, но, нередко, с заявления все только начинается, и всегда стоит иметь ввиду вероятность, того, что отстаивать свои права придется в судебном порядке .

Бесплатный совет, как лучше поступить в Вашей ситуации, можно получить в учреждениях Роспотребнадзора или в обществах по защите прав потребителей. При необходимости их специалисты могут даже помочь Вам в составлении искового заявления.

Для облегчения задачи отстаивания прав есть некоторые общие правила.

*если проблему не удается решить на месте, зафиксируйте свои претензии в письменном виде.

*напишите заявление в двух экземплярах, один экземпляр вы отдадите продавцу или поставщику услуги, а на втором попросите поставить отметку о регистрации и оставьте его у себя.

Это стоит делать, даже если вы, к примеру, возвращаете в магазин туфли, а продавец не рассчитывается с вами сразу. Ничего криминального в самом факте нет: закон дает продавцу 10 дней на возврат денег. Просто у вас должен быть подтверждающий документ на случай, если он почему-то не выполнит свои обязательства.

Если Ваши права нарушены, не пренебрегайте жалобами в надзорные органы. Надзор за соблюдением прав потребителей – функция Роспотребнадзора. Если вам продали небезопасный товар или ввели вас в заблуждение, имеет смысл жаловаться в это ведомство. Роспотребнадзор, конечно, не орган судебной власти, и не сможет назначить компенсацию ущерба, но он сможет провести проверку в организации, которая нарушила Ваши права, выдать ей предписание, оштрафовать или подать исковое заявление о ее ликвидации.

За работой банковских учреждений, страховых компаний, микрофинансовых организаций, ломбардов и прочих организаций, которые предоставляют финансовые услуги, следит Центральный банк Российской Федерации. В Центральный Банк Российской Федерации имеет смысл жаловаться, если, например, Ваш банк пересмотрел условия вклада или незаконно начислил проценты по кредиту, если страховая компания отказывает в продаже полиса обязательного страхования или если ломбард раньше времени продал залог.

Если у Вас случился конфликт с банковским учреждением, есть проблемы с реструктуризацией кредита или возвратом похищенных с банковской карты денег, попробуйте обратиться к финансовому омбудсмену. Омбудсмен – «общественный примиритель», он помогает банковским организациям и их клиентам договориться без суда.

Предлагаем Вашему вниманию список организаций, деятельность которых включает, помимо всего прочего, мероприятия по обеспечению соблюдения прав потребителей, специалисты которых смогут дать консультацию по интересующему Вас вопросу:

1. Центральный банк Российской Федерации

Защита прав потребителей включает два направления — реактивное, то есть работу с жалобами и обращениями, и превентивное, когда Банк России сам выявляет на рынке практики, которые могут навредить интересам потребителей финансовых услуг, и работает над их устранением.

Граждане могут обращаться в Банк России с вопросами о деятельности финансовых организаций и жалобами на нарушение их прав такими организациями. Если компания нарушает законодательство или нормативные акты Банка России, регулятор проведет проверку и при необходимости примет меры надзорного реагирования.

За исключением случаев, прямо установленных законом, Банк России не вмешивается в договорные отношения между финансовой организацией и ее клиентом. Поэтому перед подписанием договора следует внимательно его прочитать, чтобы согласие с условиями было осознанным.

Также важно помнить, что от многих финансовых услуг можно отказаться без штрафных санкций в течение 14 календарных дней с момента подписания договора. К ним, в частности, относятся договор потребительского кредита, договор добровольного страхования и другие.

При возникновении имущественных претензий к банкам, страховым компаниям, микрофинансовым организациями и негосударственным пенсионным фондам для досудебного урегулирования спора нужно обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену). Помощь омбудсмена для граждан бесплатна, а принятое им решение — обязательно к исполнению финансовой организацией.

Судебный иск к финансовой организации потребители могут подать, если финансовый уполномоченный не смог разрешить конфликт.

Как обратиться в Банк России

Связаться со специалистами Банка России можно по телефонам контактного центра или в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн». Операторы чата круглосуточно готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложной ситуации, проверить информацию о финансовой организации и многое другое.

Если вам нужно отправить обращение в Банк России, это можно сделать через Интернет-приемную.

Банк России отвечает на обращения в среднем в течение трех дней, однако рассмотрение сложных случаев может требовать больше времени. Предельный срок ответа установлен законом и составляет 30 дней (с возможностью продления до 60 дней, если вопрос требует особенно серьезного надзорного разбирательства).

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Основные вопросы обращений, которые, как правило, направляются на рассмотрение в центральный аппарат Роспотребнадзора:

*обращения по вопросам обжалования действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Роспотребнадзора;

*обращения по вопросам обжалования действий (бездействия) руководителей и заместителей руководителей территориальных органов (подведомственных организаций) Роспотребнадзора;

*повторные обращения по результатам рассмотрения обращений, по которым ранее принимались решения руководителями (заместителями руководителей) территориальных органов Роспотребнадзора;

*обращения по вопросам получения разъяснений относительно применения положений законодательных и нормативно-правовых актов по основным направлениям деятельности Роспотребнадзора;

*предложения по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов по основным направлениям деятельности Роспотребнадзора;

*предложения по совершенствованию деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и подведомственных организаций.

С обращением в Роспотребнадзор Вы можете обратиться с помощью общественной приемной: https://rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline2.php.

Однако, в соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Во избежание увеличения сроков рассмотрения обращений (с учетом пересылки обращения по компетенции), а также ввиду значительного количества обращений, переправляемых по компетенции из центрального аппарата в территориальные органы Роспотребнадзора, рекомендуем направлять обращения непосредственно в территориальный орган Роспотребнадзора, который наделен полномочиями осуществлять проверочные и контрольно-надзорные и др. мероприятия и расположен по месту Вашего жительства или по месту нахождения организации, нарушившей Ваши права.

3. Финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный, решает денежные споры между людьми и финансовыми организациями до суда.

По закону компании обязаны исполнять решения финансового омбудсмена, как и решения суда.

Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны, но вместо самого потребителя к омбудсмену может обратиться другой человек, если клиент уступит ему свое право требования к финансовой организации (условно назовем его посредником).

К финансовому омбудсмену можно обращаться, если финансовая организация нарушила договор: не выплатила или недоплатила Вам деньги или наоборот.

Обращаться к омбудсмену можно только по договорам частных лиц с финансовыми организациями

Если спор с банковской организацией, страховщиком или другой финансовой организацией возник по договору, который заключила компания или индивидуальный предприниматель, уполномоченный такие споры не рассматривает.

Споры могут касаться только денег и имущества

Через омбудсмена можно оспорить только прямые убытки. Компенсацию морального вреда или упущенной выгоды через него получить не получится.

Сумма, которую Вы намерены получить от финансовой организации, не может превышать 500 тыс. рублей. Если Вы хотите, чтобы Вам выплатили больше, нужно идти в суд. Это ограничение не касается имущественных споров по ОСАГО. Такие споры омбудсмен рассматривает независимо от суммы.

Проблемы с организацией возникли в течение трех предыдущих лет с момента подачи заявления финансовому уполномоченному. Более давние споры омбудсмен рассматривает только в особых случаях — например, если время было упущено из-за болезни.

Если в течение этих трех лет Вы уже обращались в компанию с претензией и получили компенсацию, но она Вам кажется недостаточной, Вы также можете обратиться к омбудсмену, но если Ваш спор уже рассматривал суд и вынес свое решение, то уполномоченный пересматривать это решение не возьмется.

Если Вы пропустили трехлетний срок и хотите подать иск в суд на компанию, которая сотрудничает с омбудсменом, все равно нужно будет обратиться к финансовому уполномоченному.

Если спор не касается конкретной суммы, но Вы считаете, что Ваши права нарушены, надо обращаться не к финансовому омбудсмену, а в Банк России.